Трансмиссия
автомобиля предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к
ведущим колесам. Ее составные части: сцепление (обеспечивает наличие
или отсутствие связи между двигателем и коробкой передач), коробка
передач (подает и перераспределяет мощность и крутящий момент от
двигателя к приводным валам колес) и приводные валы. Трансмиссия любого
автомобиля - важнейший механизм реализации динамических характеристик
двигателя. Даже с относительно слабым мотором машина может быть быстрой
при правильном подборе передаточных чисел. А в отдельных случаях
(ВАЗ-2108 и 2110) возможно добавление 6-й передачи. Правильный подбор
передаточных чисел главной пары редуктора, первичного вала и ведомых
шестерен вторичного вала - залог согласованной работы трансмиссии.
Новые передаточные числа подбираются в зависимости от мощностных и
моментных характеристик двигателя, размера колес и, безусловно, - от
пожеланий владельца автомобиля.
Передаточное число - это отношение числа зубьев ведомой шестерни к
числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача «короче» и
«мощнее», то есть, мотор быстрее выкручивает положенное количество
оборотов, набор скорости происходит стремительней, но возникает
необходимость в частом переключении передач. Как следствие - некоторое
снижение максимальной скорости на данной передаче.
Первое средство повышения разгонной динамики автомобиля - изменение
передаточного числа главной пары редуктора. При производстве
переднеприводных моделей и машин «десятого» семейства на АвтоВАЗе, как
правило, устанавливают пары с передаточным числом 3.7-3.9.
Хозяева «восьмерок» наверняка знают, что, даже если сильно выкрутить
двигатель на первой передаче, при переключении на вторую обороты резко
падают, снижается и динамика. Виной тому - слишком большой разрыв между
передаточными числами 1-й и 2-й передач. Тюнинговые ряды рассчитаны
так, чтобы обеспечивать уверенный равномерный разгон автомобиля на всех
передачах. Первая передача, по сравнению со «стандартом», слегка
«понижена». Вторая приближена к первой, что избавляет от ощутимого
«провала», хорошо знакомого владельцам переднеприводных ВАЗов. Третья и
пятая - такие же, как на «стандарте». Четвертая приближена к третьей,
шестая - к пятой.
Трудно поверить, пока не убедишься сам, что установка главной пары 4.1
или 4.3 превращает стандартную «восьмерку» в автомобиль с пушечной
динамикой. Но долго ли выдержит стандартное сцепление такую
трансмиссию? Недолго. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать
сцепления западных производителей. По сравнению с отечественной
продукцией, импортные узлы имеют лучшие характеристики и надежность.
Кроме того, возможна установка дифференциала повышенного трения.
Самое очевидное преимущество автомобиля с таким дифференциалом: когда
возникает значительная разница в крутящем моменте между полуосями (одно
из ведущих колес пробуксовывает), включается блокировка, и полуоси
приобретают жесткую связь. Колесо, имеющее хорошее сцепление с дорогой,
начинает вращаться. Как только крутящий момент сравнивается, блокировка
выключается, и дифференциал работает в обычном режиме.
Помимо повышения проходимости обычных автомобилей, системы блокировки
дифференциала широко используются в спортивной технике, поэтому их
установку можно порекомендовать любителям активной езды. Присутствие
блокировки позволяет проходить повороты на гораздо большей скорости,
лучше чувствовать автомобиль и дорогу.
Последний штрих - приводные валы. На «заряженных» автомобилях, как и на
спортивных, применяются валы, рассчитанные на передачу значительно
большего крутящего момента, чем способен развить стандартный для
данного автомобиля двигатель. Необходимо учитывать и возможность работы
валов в предельных углах «раскрытия» подвески.